8 апреля 1944 года войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии при поддержке Черноморского флота начали Крымскую наступательную операцию.
В результате Мелитопольской операции и успешного десанта на Керченском полуострове советские войска прорвали укрепления Перекопского вала на Перекопском перешейке, захватили плацдармы на южном берегу Сиваша и на Керченском полуострове. С суши была блокирована крупная группировка немецких войск, опиравшаяся на глубоко эшелонированные оборонительные позиции. На Перекопском перешейке и против плацдарма на Сиваше оборона состояла из трех, на Керченском полуострове - из четырёх полос.
Ставка Верховного Главнокомандования рассматривала Крым как стратегически важный район, а его освобождение как важнейшую возможность возвращения главной базы Черноморского флота - Севастополя, что значительно улучшило бы условия базирования кораблей и ведения боевых действий на море. Кроме того, Крым прикрывал балканский фланг немецких войск и их важные морские коммуникации, идущие по Черноморским проливам к западному побережью Чёрного моря. Поэтому немецкое руководство также придавало большое военно-политическое значение удержанию Крыма в своих руках, что являлось одним из факторов сохранения поддержки Турции и прогерманских союзников. В связи с этим командование 17-й армии обязали до последнего удерживать полуостров. Несмотря на это, немецкое командование разработало на случай отступления детальный план, получивший название "Адлер"
Высшее руководство вермахта считало, что в условиях сухопутной блокады дальнейшее удержание Крыма в военном отношении представляется нецелесообразным. Однако Гитлер приказал защищать Крым до последней возможности, полагая, что оставление полуострова подтолкнёт Румынию и Болгарию к выходу из нацистского блока.
К апрелю 1944 года 17-я армия генерал-полковника Эрвина Йенеке имела 12 дивизий: 5 немецких и 7 румынских, 2 бригады штурмовых орудий, различные части усиления. Всего - 195 тысяч человек, около 3 600 орудий и минометов, 215 танков и штурмовых орудий. Её поддерживали 148 самолётов.
Задача разгрома крымской группировки противника и освобождения Крыма была возложена на 4-й Украинский фронт генерала армии Фёдора Толбухина (2-я гвардейская и 51-я армии, 19-й танковый корпус, 16-й и 78-й укрепленные районы) и Отдельную Приморскую армию генерала армии Андрея Еремёнко. Поддержку с воздуха обеспечивали авиация 4-й, 8-й воздушных армий и ВВС Черноморского флота. Поддержку с моря оказывали Черноморский флот, силы которого поддерживали наступление на приморских флангах, нарушали морские коммуникации противника и Азовская военная флотилия, поддерживавшая наступление Отдельной Приморской армии.
Всего советские войска имели 470 000 человек, 5 982 орудий и миномётов, 559 танков и САУ, 2 245 самолётов.
Кроме того, наступающим Приморской армии и 4-го Украинскому фронту оказывали поддержку соединения крымских партизан численностью 4 000 человек.
Действия войск 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии координировали представители Ставки Верховного Главнокомандования - начальник Генерального штаба Красной Армии Александр Василевский и Маршал Советского Союза Климент Ворошилов.
Подготовка Крымской наступательной операции началась в ещё феврале 1944 года. 6 февраля начальник Генерального штаба маршал Александр Василевский и Военный Совет 4-го Украинского фронта представили в Ставку ВГК свои соображения относительно проведения Крымской операции, которую предполагалось начать 18-19 февраля.
Однако срок операции неоднократно переносился из-за непогоды и обстановки на фронте - 18 февраля маршал Василевский в соответствии с указаниями Ставки ВГК приказал генералу Толбухину начинать Крымскую операцию после того, как будет освобождено от противника всё побережье Днепра до Херсона. Несмотря на это, Ставка в своих дальнейших указаниях потребовала начать операцию не позднее 1 марта, независимо от хода операции по освобождению от противника правобережья Днепра. Василевский доложил в Ставку, что, учитывая погодные условия, Крымскую операцию можно будет начать лишь в период между 15 и 20 марта. С намеченным сроком Ставка согласилась, но 16 марта фронт получил новые указания, что Крымскую операцию "начинать после овладения войсками левого крыла 3-го Украинского фронта районом города Николаева и выдвижения их к Одессе". Однако и после овладения Николаевым фронт из-за плохих метеорологических условий смог начать операцию только 8 апреля 1944 год.
Замысел Крымской операции состоял в том, чтобы силами войск 4-го Украинского фронта с севера - от Перекопа и Сиваша, и Отдельной Приморской армии с востока - от Керченского полуострова, нанести одновременный удар в общем направлении на Симферополь и Севастополь, расчленить и уничтожить группировку врага, не допустив её эвакуации из Крыма. Главный удар планировалось нанести с плацдарма на южном берегу Сиваша. В случае успеха основная группировка фронта выходила в тыл перекопских позиций противника, а овладение Джанкоем открывало свободу действий в сторону Симферополя и Керченского полуострова в тыл находившейся там группировки врага. Вспомогательный удар наносился на Перекопском перешейке. Отдельная Приморская армия должна была прорвать оборону противника севернее Керчи, главный удар наносить на Симферополь, Севастополь, а частью сил - вдоль южного берега Крымского полуострова.
Вся операция 4-го Украинского фронта планировалась на глубину до 170 км продолжительностью в 10-12 суток со среднесуточным темпом наступления 12-15 км. Темп наступления 19-го танкового корпуса определялся в 30-35 км в сутки.
8 апреля 1944 года, в 8:00, войска 4-го Украинского фронта перешли в наступление. Перед этим в течение пяти суток тяжёлая артиллерия разрушала значительную часть долговременных сооружений врага и уничтожала заранее выявленные артиллерийские и миномётные позиции. Вечером 7 апреля была проведена разведка боем, подтвердившая прежние сведения о группировке войск вермахта в районе Перекопа и Сиваша. В полосе 4-го Украинского фронта началась артиллерийская и авиационная подготовка, общей продолжительностью 2,5 часа. Немедленно по её окончанию войска фронта перешли в наступление, нанося главный удар силами 51-й армии с Сивашского плацдарма. 51-я армия вышла на фланг немецкой перекопской группировки. В тот же день 2-я гвардейская армия, действуя на вспомогательном направлении, освободила Армянск.
В течение трёх дней войска 4-го Украинского фронта вели ожесточённые бои и к исходу дня 10 апреля прорвали оборону противника на Перекопском перешейке и южнее Сиваша. Появилась возможность вывести на оперативный простор подвижную группу фронта - 19-й танковый корпус, 6-ю гвардейскую танковую бригаду и отдельные части. Для проведения рекогносцировки и организации взаимодействия с пехотой на наблюдательный пункт 63-го стрелкового корпуса 51-й армии прибыл командир 19-го танкового корпуса генерал-лейтенант Иван Васильев. Но в результате вражеского авианалёта Васильев был тяжело ранен и в командование корпусом вступил его заместитель, полковник Иван Поцелуев. Утром 11 апреля подвижная группа вошла в прорыв на участке 51-й армии в районе Томашевки и устремилась на Джанкой. 19-й танковый корпус с ходу овладел Джанкоем и успешно продвигался на Симферополь. Опасаясь угрозы окружения, противник оставил укрепления на Перекопском перешейке и начал отходить с северной части Крыма.
Авиация 4-й, 8-й воздушных армий и Черноморского флота наносила массированные удары по отходящим войскам противника и узлам коммуникаций. Силы Черноморского флота согласно директиве Ставки ВГК от 11 апреля 1944 года сосредоточились на блокаде Крымского полуострова, атакуя немецко-румынские плавсредства в зоне от Крыма до побережья Румынии. От ударов по морским конвоям и одиночным судам враг потерял 8 100 солдат и офицеров.
В ночь на 11 апреля войска Отдельной Приморской армии начали наступление при поддержке авиации 4-й воздушной армии и Черноморского флота и утром того же дня овладели Керчью. На всех направлениях развернулось преследование вражеских войск, отходивших к Севастополю. 2-я гвардейская армия развивала наступление вдоль западного побережья на Евпаторию. 51-я армия, используя успех 19-го танкового корпуса, через степи устремилась на Симферополь. Отдельная Приморская армия продвигалась через Карасубазар (Белогорск) и Феодосию на Севастополь. В результате 13 апреля были освобождены Евпатория, Симферополь и Феодосия, 14-15 апреля - Бахчисарай, Судак, Алушта, Ялта.
Развивая наступление, советские войска 16 апреля вышли к Севастополю и вскоре остановились. Части 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской Армии стали готовиться к штурму города. Маршал Василевский добился у Сталина приостановки наступления и паузы на несколько дней для подтягивания тяжёлой артиллерии и достаточного количества боеприпасов, а также всех отставших тыловых частей.
В соответствии с решением командующего войсками 4-го Украинского фронта, утверждённым представителем Ставки ВГК маршалом Василевским, главный удар намечалось нанести из района Балаклавы соединениями и частями левого фланга 51-й и центра Приморской армии, вошедшей 18 апреля в состав 4-го Украинского фронта. В тот же день командующий Отдельной Приморской армией генерал армии Андрей Ерёменко получил назначение на пост командующего 2-м Прибалтийским фронтом. Командование принял генерал-лейтенант Кондрат Мельник.
Советским частям предстояло прорвать оборону противника на участке Сапун-горы и высоты северо-восточнее населенного пункта Карань с задачей отрезать его от расположенных западнее Севастополя бухт.
По мнению командования фронта, разгром врага на Сапун-горе при всей трудности её штурма должен был позволить быстро нарушить устойчивость немецкой обороны. Вспомогательный удар планировался в полосе 2-й гвардейской армии и в целях отвлечения внимания противника был намечен на двое суток раньше главного удара. Армии предстояло прорвать оборону врага в районе юго-восточнее Бельбека силами 13-го гвардейского и 55-го стрелковых корпусов и развивать наступление на Мекензиевы горы и восточный берег Северной бухты с тем, чтобы прижать немецкую группировку к морю и уничтожить.
3 мая генерал-полковник Йенеке, не веривший в возможность успешной обороны города, был отстранён от должности и заменён на генерала Карла Альмендингера.
5 мая на вспомогательном направлении перешла в наступление 2-я гвардейская армия, что заставило противника перебрасывать к Севастополю войска с других направлений.
Через два дня, в 10:30 при массированной поддержке фронтовой авиации советские войска начали генеральный штурм Севастополя. Войска главной ударной группировки фронта на 9-километровом участке прорвали вражескую оборону и в ходе ожесточенных боев овладели Сапун-горой. 9 мая войска фронта с севера, востока и юго-востока ворвались в Севастополь и освободили город. Остатки немецкой 17-й армии, преследуемые танкистами 19-го танкового корпуса, отходили на мыс Херсонес, где и были окончательно разгромлены. На мысе было взято в плен около 21 тысячи солдат и офицеров противника, захвачено большое количество техники и вооружения.
Для эвакуации обороняющихся немецкое командование использовало морские конвои и транспортную авиацию. 9 мая в Севастополь из румынской Констанцы прибыл конвой "Patria". В его состав входили транспорты "Тотила" и "Тея" в сопровождении румынских эсминцев "Фердинанд" и "Марасешти". Советские лётчики устроили охоту на конвой - оба теплохода были потоплены авиаударами. Свою смерть на морском дне нашли несколько тысяч человек. Всего же за время операции авиацией Черноморского флота потоплено 68 и повреждено 55 кораблей и судов, подводными лодками потоплено 13 и повреждено 3 кораблей и транспортов, торпедными катерами потоплено 11 кораблей, судов и катеров. Потери немецких и румынских войск при морской эвакуации оцениваются в 42 000 человек (37 000 немцев и 5 000 румын).
При эвакуации немецко-румынских войск из Крыма потоплено по разным данным от 111 до 140 кораблей и судов противника.
Немецко-румынская 17-я армия была полностью разгромлена. Только безвозвратные потери в ходе боёв составили от 100 тысяч человек (из них 61 580 пленными). Кроме того, противник понёс значительные потери во время морской эвакуации, в ходе которой уничтожена румынская черноморская флотилия, потерявшая две трети наличного корабельного состава. Таким образом, общие безвозвратные потери немецко-румынских войск оцениваются в 140 тысяч солдат и офицеров.
Если с октября 1941 года по июль 1942 года немецко-румынской 11-й армии понадобилось 250 дней, чтобы овладеть героически защищавшимся Севастополем, то за апрель-май 1944 года советские войска за 35 дней взломали мощные укрепления в Крыму, освободили Севастополь и очистили от противника весь полуостров.
Победа в Крыму вернула стране важный экономический район. Была освобождена территория, занимавшая по площади около 26 тысяч квадратных километров. В годы оккупации гитлеровские захватчики нанесли Крыму огромный ущерб: были выведены из строя более 300 промышленных предприятий, почти полностью истреблено поголовье скота, города и курорты сильно разрушены - особенно пострадали Севастополь, Керчь, Феодосия и Евпатория.
К моменту освобождения, в Севастополе из 109 тысяч человек, проживавших в городе до войны, осталось 3 тысячи жителей - 27 тысяч мирных жителей (не считая расстрелянных и замученных военнопленных) были истреблены оккупантами, 42 тысячи угнали в Германию. Только в двух лагерях военнопленных - в казармах бывшего полуэкипажа Черноморского флота и в лазарете при Севастопольской тюрьме было умерщвлено и заморено голодом до 5 тысяч советских военнопленных. В городе уцелело лишь 6% жилого фонда.
Успешное завершение Крымской операции предопределили искусный выбор советским командованием направлений главных ударов, хорошая организация взаимодействия ударных группировок войск, сил авиации и флота, решительное расчленение и разгром основных сил противника (сивашское направление), овладение ключевыми оборонительными позициями в короткие сроки (штурм Севастополя). Умело использовались для развития наступления подвижные группы армий. Они стремительно проникали в оперативную глубину обороны противника, не давая отходящим его войскам закрепляться на промежуточных рубежах и в районах обороны, чем обеспечивались высокие темпы наступления.
За героизм и умелые действия 160 соединениям и частям были присвоены почетные наименования "Евпаторийских", "Керченских", "Перекопских", "Севастопольских", "Сивашских", "Симферопольских", "Феодосийских" и "Ялтинских". 56 соединений, частей и кораблей награждены орденами. 238 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи участников боев за Крым награждены орденами и медалями.
В результате Крымской операции был ликвидирован последний крупный вражеский плацдарм, угрожавший тылу действовавших на Правобережной Украине фронтов. В течение 4 дней освобождена главная база Черноморского флота - Севастополь и созданы благоприятные условия для дальнейшего наступления на Балканы.
Помимо разгрома 17-й армии, Третий Рейх в Крыму получил чувствительный политический удар. Еще в разгар операции Турция отказалась от любого сотрудничества с Германией, а затем присоединилась к антигитлеровской коалиции.
Также разгром и большие потери румын в Крыму нанесли очередной удар по престижу и положению румынского маршала Иона Антонеску. Его бесславный конец наступил в конце лета 1944 года - 2-й и 3-й Украинские фронты устроили немецко-румынской группировке в Молдавии ремейк операции "Уран": окружение и разгром немецкой 6-й и двух румынских армий.
После сокрушительного разгрома под Яссами и Кишинёвом вождь фашистской Румынии был арестован по приказу короля Михая Первого. Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции. 16 мая 1946 года румынский народный трибунал приговорил Антонеску и его клику к смертной казни через расстрел. 1 июня приговор приведён в исполнение.
За Крымское поражение 1942 года Красная Армия и Черноморский флот рассчитались сполна.